English | Новости | Карта сайта | Главная страница | Маки | Карьера
О логистике

О нас

3pl~услуги

Цены

Бистро

Стать клиентом

Партнёры

3pl~практикум

Рассылка 3pl

Инкотермс

Справочник

3pl~юрист

Логистика в комментариях

Статьи

Интервью

logistical coordination [online] новый формат логистики

найди свою логистику >> competent search


Преп-центр в Великобритании для электронной коммерции (FBM), Amazon (FBA), Ebay, Etsy


Города Online

Мероприятия

3pl~digest

Карты

 
 
third party logistics provider

Хроника логистики

Предпринимательство
Татарское предпринимательство в конце ХVIII - начале XIX
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ТАТАРСКОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
Главными условиями стабильного существования татарского делового мира в указанный исторический период были его полная «включенность» в правовое поле российского предпринимательства, отсутствие прямой национальной и религиозной дискриминации в профессиональной сфере, возможность конкурентного взаимодействия с русской буржуазией, а также существование особой системы координат в экономической сфере.
Процесс государственной легализации татарского торгово- промышленного класса начавшийся еще в XVII – XVIII веках, в течение XIX столетия пришел к своему логическому завершению. Избирательно
протекционистская политика властей, обусловленная геополитическими интересами империи, способствовала возникновению в середине XVIII столетия на восточных окраинах государства богатых татарских городских общин, занимавшихся активной торгово-посреднической деятельностью с Казахстаном и Средней Азией, а также расцвету Казани в качестве крупнейшего в Поволжье и Приуралье мусульманского коммерческого и промышленного центра.
Татарское городское население, благодаря Манифесту 17 марта 1775 года, получило возможность приписаться к новым социальным группам: купечеству, мещанству и ремесленникам. Причем наиболее талантливые и удачливые деловые люди, объявив о наличии определенного капитала, оказывались в престижном купеческом сословии, которое давало им серьезные льготы и открывало хорошие перспективы для коммерческой и промышленной деятельности. Как известно, лица, обладавшие капиталом свыше 10000 рублей записывались в 1 гильдию, от 5000 до 10000 рублей - во 2 и свыше 1000 рублей - в 3 гильдию. Купцы всех гильдий освобождались отподушной подати, натуральной рекрутской повинности, а представители 1 и 2 гильдии еще и от телесного наказания. Последним также принадлежало право на внутренний и оптовый розничный торг, создание фабрик и заводов итд. Кроме того, первогильдейские купцы могли торговать за пределами государства, строить морские и речные суда. [1] Купцы третьей гильдии занимались мелочной торговлей, содержали трактиры, бани, постоялые дворы.
Для богатых мусульман, в силу исторических причин, лишенных карьерной мотивации по государственной службе такие возможности давали надежду на реальное повышение своего общественного статуса, реализацию творческого и профессионального потенциала. Поэтому не случаен количественный рост татарского купечества в этот период. Так, в Казани в 1798 году в это сословие записалось 32 семейства. Из них 8 семей во вторую, а остальные в третью гильдии.[2] В 1806 году в составе казанского купечества уже числилось 40 семейств: 3 в первой, 14 во второй и 26 в третьей гильдии.[3]
Следует особо отметить, что последовательная унификация торговой деятельности татарского населения, началась еще в первой половине XVIII века с переводом служилого сословия в разряд государственных крестьян и проекцией на его права общероссийского законодательства о торгующих крестьянах. Ее логическим завершением стал выход сенатского указа от 31 января 1821 года «О распространении положения о торгующих крестьянах на казанских служилых татар, состоящих в окладе казенных поселян», который
лишал жителей Старотатарской слободы Казани привилегий и льгот, не соответствующих их правовому статусу и окончательно узаконивал гильдейскую принадлежность татарских предпринимателей.[4] Все это, конечно же, способствовало увеличению численности и укреплению татарского купеческого сословия. Дальнейшее формирование национальной предпринимательской элиты сопровождалось присвоением отдельным ее представителям званий коммерции советника и потомственного почетного гражданина, существенно расширявших их сословные права и привилегии.
Звание коммерции советника было введено указом Павла I 27 марта 1800 года за особые успехи в торговле и пребывание в 1 гильдии беспрерывно в течение 12 лет. Оно соотносилось с 8 классом табеля о рангах, уравнивало его обладателя в правах с дворянством и предоставляло общий титул «ваше высокоблагородие». Кроме того, отмеченные данным отличием предприниматели приглашались на правительственные совещание, посвященные вопросам торговли и промышленности. В 1810 году было учреждено звание «мануфактур-советника», присваивавшееся фабрикантам за высокие достижения в суконной промышленности.[5] Однако из числа татарских купцов только лишь братья Ибрагим и Исхак Юнусовы «за оказанные Отечеству заслуги в распространении торговли, засвидетельствованные министром финансов» были удостоены звания «коммерции советника».[6] Подавляющее же большинство преуспевающих мусульманских предпринимателей получили возможность причислиться в новому сословию потомственных почетных граждан. Установленное Манифестом Николая I от 10 апреля 1832 года оно давало купечеству дополнительное преимущество: пожизненное и наследственное освобождение от подушного оклада, рекрутской повинности и телесного наказания.
Приобретать потомственное почетное гражданство могли те, кто получал звание «мануфактур» или «коммерции советника», награждался государственным орденом, состоял в 1 гильдии – 10 или во 2 гильдии 20 лет. [5, c.20] Во многом благодаря последнему условию смогло войти в престижное сословие основное большинство мусульманских коммерсантов и промышленников. Одним из первых обладателей этого звания стали в 1832 году представители старинной торговой династии Шакуловых из Касимова. [7] В Казани практически одновременно с ними в потомственное почетное гражданство были причислены Ю.А.Арсаев и Г.М.Юнусов. Впоследствии, на протяжении нескольких десятилетий, его приобрели и ряд других купеческих семей – Адамовы, Азимовы, Апанаевы, Апаковы, Азметьевы, Бурнаевы, Ишимбаевы, Кастровы, Казаковы, Максютовы, Мустакимовы, Усмановы и др.
В 1881 году среди купцов-мусульман Казани числилось 14 семей потомственных почетных граждан, что составляло 20 % от общего числа объявивших свои капиталы по 1 и 2 гильдиям.[8] Таким образом, на протяжении всего XIX в. интенсивно формировалась татарская предпринимательская элита, имевшая определенные привилегии и довольно высокий общественный статус, позволявший ей активно работать в сословных организациях и органах местного самоуправления: в городском магистрате, словестном суде, уголовной палате.
Большой опыт управленческой деятельности мусульманские коммерсанты получали на выборных должностях Татарской ратуши, объединявшей купцов и мещан Старой и Новой татарских слобод Казани. Она была учреждена в 1782 году и полностью зависела от губернских и городских властей. В круг ее компетенции входил сбор податей, оформление различных документов, запись в купечество и мещанство, разрешение спорных вопросов и конфликтов, прием и разбор жалоб местного населения, обеспечение казенных работ, поведение выборов в Оренбургское магометанское духовное собрание и др.[9] В состав ратуши входили Городской голова, 2 бургомистра, 4 ратмана, староста и 2 судьи словестного суда. Как правило, на должность головы избирали купцов 1 гильдии, ярких общественных деятелей, способных организовать финансирование и четкую работу этого органа местного самоуправления.
Ратуша, прекратившая свое существование в 1855 году, сыграла важную роль в консолидации мусульманского предпринимательства вокруг решения насущных корпоративных и городских проблем и подготовила почву для его активной и успешной работы в органах местного самоуправления второй половины XIX – начала XX в.[10]
Одним из определяющих условий социальной мобильности татарского торгово-промышленного класса являлась его демократичность, постоянное пополнение городских сословий новыми членами из числа государственного крестьянства. Несмотря на определенные трудности, связанные с получением согласия сельского общества на переход в город, выплату податей в сельском и городском обществе, поиск поручителей из числа купечества и другие бюрократические препоны, государственные крестьяне имели хорошие возможности для эффективной предпринимательской деятельности и причислению к купеческому сословию.[1,c.211] Этот процесс усилился в пореформенный период, в эпоху стремительного развития капиталистических отношений, разложения патриархального деревенского быта, создания новой законодательной базы, снимавшей сословные ограничения для занятия торговым и промышленным делом. «Положение о пошлинах за право торговли и промыслов» 1863 года определяло статус предпринимателя только лишь
исходя из суммы уплаченного налога. Купцами 1 гильдии становились коммерсанты-оптовики, промышленники, владевшие предприятиями 1-3 разрядов, заплатившие 500 рублей основного и промыслового налога, во вторую гильдию входили крупные розничные торговцы и собственники промышленных заведений 4-5 разрядов, заплатившие налог от 50 до 500 рублей. Третья гильдия согласно «Положения…» упразднялась. Однако купеческое сословие еще некоторое время сохраняло существенные привилегии, привлекавшие к нему активных и амбициозных представителей торгующего мещанства и крестьянства. Это паспортная льгота, обеспечивавшая свободу перемещения, освобождение от рекрутской повинности (до 1874 г.), подушного налога (до 1887 г.) и др.[1, с. 213-214] Не случайно, что именно во второй половине XIX века наблюдается количественный рост татарского купечества, появление нового поколения мусульманских предпринимателей постепенно вытеснявшего со своих позиций прежнюю торгово-промышленную элиту, превратившуюся за почти вековую успешную деятельность в своеобразную национальную аристократию. Так, например, из представителей 32 семей, вошедших в гильдейское купечество Казани в 1798 году, только 6 оставались в этом сословии в 1881 году, тогда как общее количество татарских купцов города насчитывало в данный период уже 72 фамилии. Кроме них в составе временно записанных в купечество значилось 25 крестьян Казанского, Свияжского, Тетюшского и других уездов Казанской губернии.[2,8] В г.Оренбурге из 10 мусульманских династий, причисленных в гильдейское купечество в 1836 году, в 1872 году оставались только 2, причем количество купцов за это время выросло ровно вдвое.[12,13]
Таким образом, в конце XVIII – начале XX века татарская буржуазия, переживала активную фазу своего развития. Беспрепятственное и эффективное предпринимательство, постоянное пополнение новыми силами из крестьянства, растущая социальная амбициозность и, как следствие, масштабная и целенаправленная общественная и благотворительная деятельность, объективно заставлявшие учиться и постигать основы передовой европейской культуры, способствовали естественной и эволюционной интеграции некогда замкнутого и отчужденного класса татарских капиталистов в среду общероссийского делового мира.

Литература:
1. Шацилло М.К. Эволюция социального облика российского
предпринимательства//История предпринимательства в России. Книга 2: Вторая половина XIX – началоXX века. – М., 1999.
2. НА РТ Ф.22. Оп.2. Д.902.Л.90-92.
3. НА РТ Ф.22. Оп.2. Д.902.Л.243-244 об.
4. А.И. Ногманов. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины XVI – XVIII вв. – Казань,2002.
5. Поткина И.В. Законодательное регулирование предпринимательской деятельности в России// История предпринимательства в России. Книга 2: Вторая половина XIX – начало ХХ века. – М.,1999.
6. НА РТ Ф.418. Оп.1. Д.240. Л.32.
7. Филиппов Д.Ю. Купечество города Касимова в конце ХVIII – начале XXв: дис…канд.ист.наук. – Рязань,2001.
8. НА РТ Ф.98.Оп.2.Д.425.Л. 1-37.
9. Свердлова Л.М. На перекрестке торговых путей. – Казань,1991.
10. Хайрутдинов Р.Р. Управление государственной деревней Казанской губернии (конецXVIII – первая треть XIX в.). – Казань, 2002.
11. Ульянова Г.Н. Предприниматель: тип личности, духовный облик, образ жизни// История предпринимательства в России. Книга 2: Вторая половина XIX – началоXX века. – М., 1999.
12. ГАОО Ф.368.Оп.1.Д.276.Л.1-8.
13. ГАОО Ф.41.Оп.1.Д.107.л.46 (об.).

СЭТС/Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация
© Камская государственная инженерно-экономическая академия (КамПИ) 2003-2006 / 3 номер 2006 г. /
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Салихов Р.Р.
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

запрос 3pl~услуги вы можете сделать здесь

logistical coordination [online] выиграй время


поиск по теме:

Миссия | Правила | Карта сайта | Главная страница | Фото | Команда | История | Контакты | Ссылки

Copyright © 2004—2006, 3PLP
Разработка сайта: Захаров Дмитрий

Rambler's Top100 Портал HotINDEX: знакомства, товары, хостинг, создание сайта, Интернет-магазин, развлечения, анекдоты, юмор, эротика, погода, курсы валют и многое другое!