English | Новости | Карта сайта | Главная страница | Маки | Карьера
О логистике

О нас

3pl~услуги

Цены

Бистро

Стать клиентом

Партнёры

3pl~практикум

Рассылка 3pl

Инкотермс

Справочник

3pl~юрист

Логистика в комментариях

Статьи

Интервью

logistical coordination [online] новый формат логистики

найди свою логистику >> competent search


Преп-центр в Великобритании для электронной коммерции (FBM), Amazon (FBA), Ebay, Etsy


Города Online

Мероприятия

3pl~digest

Карты

 
 
third party logistics provider

Навигация <<Эксперт>>

Нано - Фемто
Нанологистика...
Однажды скучной и странной показалась Ильтамар её жизнь – ей захотелось ИНОГО. [Калевала]

Поддержка и координация, доставка наноматериалов и образцов
+7 495 956-01-29
rostrade@3plp.ru

* нанобетон
* нанобумага
* нановещества
* наногель
* наногибриды
* нанографит
* нанодиэлектрики
* нанозаготовки
* нанозаменители
* наноимпланты
* нанокерамика
* наноклей
* нанокомпозиты
* наноматериалы
* нанометаллы
* нанооборудование
* нанообъекты
* нанооптика
* нанопигменты
* нанопластика
* нанопленки
* нанопокрытия (ультратонкие покрытия)
* нанополимеры
* нанополуфабрикаты
* нанопорошки (superdispersed – ультрадисперсные порошки – размер частиц 10 нм, получают испарением исходного материала в плазме с последующей его конденсацией)
* нанопрепараты
* нанопродукты
* наносенсоры
* наносиликаты
* наностекло
* наноструктуры
* нанотовары
* нанотрубки
* нанофабрикаты
* нанофильтры
* нанофотоника
* нанохимикаты
* наноэлементы

Поддержка и координация, доставка материалов и образцов
+7 495 956-01-29
rostrade@3plp.ru

* астрален
* белковые кристаллы
* белковые наноматериалы/ наноструктуры
* биоаналитические сенсоры
* вакуумно-дуговое осаждение
* вакуумные технологии
* зондовая наноскопия
* импульсное лазерное напыление
* криовакуумные технологии
* кристаллизация белка
* кристаллический белок
* магнетронное распыление
* металлические наноматериалы/ наноструктуры
* плазмоактивируемое химическое осаждение в вакууме
* полимерные наноматериалы/ наноструктуры
* ратоматика
* ратоматор
* сверхрешетка - белковая кристаллическая решетка
* флюоресцентная наноскопия
* фолдинг белка (folding - фальцовка; складной, створчатый, откидной)
* фуллерен
* фуллероиды
* функциональные наноматериалы
* электронно-лучевая литография
* электронно-лучевое испарение и конденсация

NANO (от греч. nanos - карлик)
итал.
1) карликовый, низкорослый
2) карлик, пигмей, гном – Biancaneve e i sette nani (Белоснежка и семь гномов)

НАНО... – приставка для образования наименований дольных единиц, по размеру равных одной МИЛЛИАРДНОЙ доле исходной единицы. Обозначения: русское – н, международное – n. Например, нм (нанометр).


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Программа развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ

\\\\tПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И НАНОМАТЕРИАЛОВ ДО 2015 ГОДА
\\\\t
1.\\\\tВВЕДЕНИЕ
2.\\\\tАНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ
2.1.\\\\tПредпосылки развития работ в области нанотехнологий
2.2.\\\\tСовременное состояние развития работ за рубежом и в России
3.\\\\tЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
4.\\\\tОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО РАЗВИТИЮ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ
5.\\\\tПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ
6.\\\\tОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
7.\\\\tОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
8.\\\\tФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
9.\\\\tОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ФУНКЦИИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ СТРУКТУРЫ
10.\\\\tВОЗМОЖНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ НАНОТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ
11.\\\\tВОЗМОЖНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ \\\\t
12.\\\\tСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Паспорт Программы развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года

Наименование Программы\\\\t
Программа развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года

Основания для разработки Программы\\\\t
Поручение Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. № ПП-48-1 пункт 3

Основные разработчики Программы\\\\t
Министерство образования и науки Российской Федерации
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
Российская академия наук

Исполнители\\\\t
Министерство образования и науки Российской Федерации
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
Российская академия наук

Цели и задачи Программы\\\\t
Основной целью Программы является создание и развитие научной, технической и технологической базы в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, обеспечивающей достижение и поддержание паритета с ведущими государствами в ряде ключевых областей науки и техники, ресурсо- и энергосбережения, в создании экологически адаптированных современных промышленных производств, в здравоохранении и производстве продуктов питания, а также необходимый уровень обороноспособности и безопасности государства.

Стратегическими задачами Программы являются:
•\\\\tразвитие высокотехнологичных секторов экономики на базе широкого внедрения нанотехнологий и наноматериалов, обеспечивающее повышение конкурентоспособности и расширение присутствия России на мировом рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции,
•\\\\tобеспечение снижения уровня угроз террористических актов, техногенных катастроф и других факторов неблагоприятных внешних воздействий путем широкого внедрения специальной наносистемной техники,
•\\\\tсовершенствование вооружения, военной и специальной техники на основе новых решений в сфере натотехнологий,
•\\\\tповышение качества профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека путем внедрения в практическое здравоохранение средств и методов диагностики, лекарственных средств нового поколения и лечебной аппаратуры на основе достижений нанотехнологий и наноматериалов,
•\\\\tповышение уровня экологической безопасности и комфортности среды обитания за счет применения наносистемной техники для мониторинга и защиты окружающей среды.

Сроки и этапы реализации Программы\\\\t
Первый этап - до 2007 года
Второй этап - 2008-2009 годы
Третий этап - 2010-2015 годы

Основные принципы реализации Программы\\\\t
•\\\\tконсолидация средств федерального бюджета на решении приоритетных задач в области развития наноиндустрии и создание системы контроля эффективности их расходования;
•\\\\tсистемный подход к решению задач развития наноиндустрии, включающий межотраслевую координацию работ федеральных органов исполнительной власти по реализации программ и проектов в этой области;
•\\\\tсоздание и совершенствование исследо-вательской и инновационной инфраструктуры по развитию работ в области нанотехнологий;
•\\\\tширокомасштабное развитие фундаменталь-ных исследований по перспективным направлениям науки, определяющим прогресс в области нанотехнологий, и долгосрочная государственная поддержка прикладных исследований, нацеленных на коммерциализацию разработок;
•\\\\tразвитие и координация международного взаимовыгодного сотрудничества в сфере наноиндустриии;
•\\\\tподготовка, повышение квалификации, привлечение и закрепление кадров (прежде всего, молодых специалистов) в области нанотехнологий для их использования в научной и промышленной сферах деятельности.

Источники реализации Программы\\\\t
Бюджетные средства федеральных органов исполнительной власти, иных главных распорядителей бюджетных средств
Внебюджетные источники финансирования, в том числе зарубежные

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы\\\\tДостижение мирового уровня исследований и разработок, обеспечивающего развитие и реализацию российского потенциала нанотехнологий и активное участие России в международной научно-технической кооперации.
Диверсификация и рост конкурентоспособности российской экономики, занятие заметной доли мирового рынка продукции наноиндустрии.
Повышение уровня обороноспособности.
Повышение уровня и качества жизни населения.

1. Введение

Программа развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года (далее именуется – Программа) разработана Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минобороны России, Минфином России и РАН во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. №МФ-П7-6194 от 15 декабря 2005 г. № ПП-48-1 пункт 3. Правовую основу Программы составляет Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В определении роли нанотехнологий в развитии науки, технологий и техники Программа опирается на основные положения:
«Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-576;
«Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-577;
«Перечня критических технологий Российской Федерации», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-578.
Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года, одобренной Правительством Российской Федерации 18 ноября 2004 г. № МФ-П7-6194.

2. Анализ текущего состояния работ в области нанотехнологий и наноматериалов

2.1. Предпосылки развития работ в области нанотехнологий и наноматериалов

Развитие нанотехнологий было стимулировано разработкой полупроводниковых наноструктур, выращиваемых методами молекулярно-пучковой и металлоорганической эпитаксии, и созданием на их основе принципиально новых приборов и устройств электроники и оптоэлектроники, широко используемых сейчас в системах хранения, передачи и обработки информации, а также генной инженерии, материаловедении, (поверхностное упрочение, фуллерены, катализаторы, мембраны).
Мощным толчком развития нанотехнологий послужило открытие в 80-х годах двадцатого века туннельной микроскопии, идеи которой легли в основу разработки широкого спектра современных зондовых методов диагностики материалов на нано- (1/ 1 000 000 000 метра) уровне, а также ряда технологических приемов.
Выдающиеся открытия последних лет в области физики низкоразмерных систем и структур (целочисленный и дробный квантовые эффекты Холла, квазичастицы с дробным зарядом и др.) позволяют сделать вывод о том, что дальнейшие фундаментальные исследования в этом направлении приведут к развитию новых представлений о природе веществ и, в обозримом будущем, к выводу нанотехнологий и методов конструирования квантовых устройств на качественно новый уровень.

2.2. Современное состояние развития работ за рубежом и в Российской Федерации

Развитие нанотехнологий характеризуется междисциплинарным характером исследований, широким взаимопроникновением идей и разработок, интеграцией материалов, методов и процессов. Происходит конвергенция неорганических, органических и биологических объектов, что позволяет создавать принципиально новые материалы, микромеханизмы, биокомпьютеры, интеллектуальные материалы, новые типы медицинских технологий.
По оценкам экспертов, предполагаемый мировой рынок нанотехнологий возрастет к 2008 году до 700 млрд. долл. и до 1-2 трлн. долл. к 2015 году. При этом рост объема использования нанотехнологий будет происходить в три этапа:
- на первом этапе (до 2007 года) будет доминировать производство высокотехнологичных продуктов в основном для машиностроения, легкой промышленности, косметической и фармакологической промышленности;
- на втором этапе (до 2009 года) будет преобладать применение нанотехнологий в микропроцессорной технике, в производстве наносенсоров и нанодатчиков, а также в электронике, в том числе для запоминающих устройств;
- на третьем этапе (после 2010 года) нанотехнологии станут широко использоваться в производстве широкой номенклатуры товаров, особенно в практическом здравоохранении.
По мнению зарубежных военных экспертов, нанотехнологии могут изменить характер современных боевых действий в большей степени, чем в свое время изменило изобретение пороха. Это коснется вооружения, средств связи, экипировки военнослужащих, военно-полевой медицины и прочее.
Через 2-3 года начнется активный раздел мирового рынка в сфере наноиндустрии, завершение этого процесса прогнозируется к 2015 году.
Финансирование исследований в области нанотехнологий за рубежом в 2004 году почти удвоилось по сравнению с 2003 годом и достигло более 10 млрд. долл. США, из которых 4,6 млрд. долл. США – государственное финансирование. В 2004 году программы по нанотехнологиям действовали в 51 стране мира.
В США с 2000 года реализуется государственная программа развития нанотехнологий «National Nanotechnology Initiative», созданная для координации усилий различных ведомств в области нанонауки, производства и технологии. Бюджет государственных средств, выделяемых на эту программу, составляет: 2004 год – 989 млн. долл., 2005 год – 1081 млн. долл., 2006 год (план) – 1054 млн. долл. В странах ЕС развитие нанотехнологий проводится в рамках 6-ой Рамочной программы Еврокомиссии на период 2003-2006 годов с финансированием на работы в области нанотехнологий и нанонаук в размере 1300 млн. евро.
В рамках 7-ой Рамочной программы на 2007-2013 годы увеличены сроки проведения исследований с 5 до 7 лет, а для развития работ в этой области предусматривается увеличение объема финансирования до 4865 млн. евро на весь срок действия программы.
Анализ работ в области нанотехнологий в мире, включая Российскую Федерацию, приводит к заключению, что по уровню разработок Российская Федерация и ведущие в этой области страны находятся в приблизительно одинаковых стартовых позициях, обусловленных созданными ранее научными заделами. В связи с этим чрезвычайно важным является не упустить момент, на котором произойдет переход научных результатов нанотехнологий в конкретный рыночный продукт.
Работы по развитию нанотехнологий в России проводятся в рамках федеральных, межведомственных и ведомственных программ.
Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002 – 2006 годы (ФЦНТП), является ключевой программой Российской Федерации, в которой сконцентрированы и взаимоувязаны научно-технические разработки и обеспечивающая их инфраструктура.
Для комплексного решения проблемы развития нанотехнологий в рамках ФЦНТП проводятся работы в составе двух блоков: научно-исследовательского – по специально созданному направлению «Индустрия наносистем и материалы» и инфраструктурного – по направлению «Развитие инфраструктуры».
Общий объем финансирования работ в области нанотехнологий, выполняемых в рамках ФЦНТП за счет средств федерального бюджета в 2005-2006 годах, составляет 4930,25 млн. рублей, в том числе на 2005 год – 2103,82 млн. рублей.
Минпромэнерго России и Росатом проводят научно-исследовательские работы в области наноматериалов и нанотехнологий в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы и программы «Ультрадисперсные (нано) материалы».
В Минобороны России работы в области наноматериалов проводятся в рамках программы развития базовых военных технологий (10 программа Государственной программы вооружения на 2001-2010 годы).
В 2000 году была разработана и утверждена программа «Военная наноэлектроника Вооруженных Сил Российской Федерации» на период до 2010 года, целью которой является определение путей достижения паритета с мировыми разработчиками военной электроники к 2010 году в области создания технологий формирования элементов нанометровых размеров и на их основе элементной базы наноэлектроники.
Российская академия наук проводит исследования в различных областях нанонауки, закладывая и развивая основы фундаментальных знаний о специфике физических, химических и биологических свойств наноразмерных систем и структур. Общий объем средств РАН, выделяемых целевым образом на работы в области нанотехнологий, составляет около 100 млн. рублей в год.
Россия в настоящее время располагает достаточным научным и кадровым потенциалом для целенаправленного развития работ в области нанотехнологий и наноматериалов, однако в силу недостаточной координации работ определение общих расходов на эти работы и эффективности затрат не представляется возможным.

3. Цели и задачи Программы.

Ускоренное развитие работ в области нанотехнологий и наноматериалов призвано обеспечить реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, изложенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу: повышение качества жизни населения; достижение экономического роста; развитие фундаментальной науки, образования и культуры; обеспечение национальной и экономической безопасности страны.
Основной целью государства при решении данной проблемы должно стать создание и развитие научной, технической и технологической базы в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, обеспечивающей достижение и поддержание паритета с ведущими государствами в ряде ключевых областей науки и техники, ресурсо- и энергосбережения, в создании экологически адаптированных современных промышленных производств, в здравоохранении и производстве продуктов питания, в качестве и уровне жизни населения, а также необходимый уровень обороноспособности и безопасности государства. При этом формирование наноиндустрии должно стать важнейшим стратегическим направлением, определяющим новые подходы к преобразованию отечественной промышленности
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
•\\\\tразвитие высокотехнологичных секторов экономики на базе широкого внедрения нанотехнологий и наноматериалов, обеспечивающее повышение конкурентоспособности и расширение присутствия России на мировом рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции,
•\\\\tобеспечение снижения уровня угроз террористических актов, техногенных катастроф и других факторов неблагоприятных внешних воздействий путем широкого внедрения специальной наносистемной техники,
•\\\\tсовершенствование вооружения, военной и специальной техники на основе новых решений в сфере нанотехнологий,
•\\\\tповышение качества профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека путем внедрения в практическое здравоохранение средств и методов диагностики, лекарственных средств нового поколения и лечебной аппаратуры на основе достижений нанотехнологий и наноматериалов,
•\\\\tповышение уровня экологической безопасности и комфортности среды обитания за счет применения наносистемной техники для мониторинга и защиты окружающей среды;

4. Основные подходы к решению задач по программе развития работ в области нанотехнологий и наноматериалов

Современная организация работ по нанотехнологии характеризуется:
1)\\\\tналичием несвязанных друг с другом программ и проектов различных ведомств, программ федерального и регионального уровня,
2)\\\\tшироким спектром целей разработок внутри ведомств,
3)\\\\tналичием как инициативных («снизу–вверх»), так и заказываемых («сверху-вниз») за счет бюджета исследований, зачастую не привязанных к приоритетам государства,
4)\\\\tотсутствием значимых применений результатов исследований в экономике страны,
5)\\\\tнесбалансированностью инфраструктуры, неразвитостью ряда ее элементов.
Существующая организация работ по нанотехнологии:
1) не исключает риска дублирования тематики исследований и разработок,
2) затрудняет обмен информацией о результатах исследований, проводимых в различных ведомствах,
3) усложняет процедуру согласования программ исследования, проводимых различными ведомствами,
5) затрудняет концентрацию средств на ограниченном числе важнейших государственных задач,
6) исключает возможность быстрой переориентации исследователей и разработчиков на новые цели.
Предлагаемая Программа представляет собой комплекс мер, правил и процедур, обеспечивающих координацию всех исследований по нанотехнологии в Российской Федерации, объединение усилий и распределение компетенции между ведомствами в интересах ускоренного формирования наноиндустрии Российской Федерации.
Спецификой предлагаемой организации проведения работ в области нанотехнологий являются:
- многоаспектность решаемых задач, множественность отраслевых направлений, появление новых рынков, проведение исследований и разработок на разных фазах инновационного цикла, различного назначения (военного, гражданского, двойного);
- применение разнообразных инструментов бюджетного финансирования работ по нанотехнологиям;
- множественность участников (ведомств), наличие обособленных программ и проектов ведомств, различные сроки и ресурсная обеспеченность организуемых ведомствами работ по нанотехнологиям, различные принципы и процедуры их организации.

5. Приоритетные направления развития работ в области нанотехнологий и наноматериалов.

Анализ проводимых в Российской Федерации работ дает основания полагать, что наиболее перспективными направлениями развития нанотехнологий в краткосрочной перспективе (практическое использование в ближайшие 3-10 лет) являются:
методы и аппаратура для исследований свойств наночастиц и наноструктур с пространственным разрешением на атомарном уровне с использованием синхротронного излучения и нейтронных пучков;
специализированное исследовательское и технологическое оборудование, в первую очередь на базе зондовой и атомно-силовой микроскопии;
наноматериалы: нанотрубки, фуллерены, нанопорошки;
защитные и функциональные покрытия (в том числе: лаки, краски) для строительства, машиностроения, авиакосмической техники, материалы для средств индивидуальной защиты (бронежилеты и т.д.);
композиционные материалы с нанонаполнителями: сверхпластичные полимеры; сверхтвердые керамики; полимеры с точными формами; оптические, магнитные, проводящие материалы;
наноструктурированные материалы, в том числе алмазные с особыми физическими свойствами: сверхпроводящие, радиопоглощающие, радиационностойкие, оптические, размеростабильные, магнитные, полупроводниковые и т.д.;
наноуглеродные материалы для инструментов манипулирования, обработки и сборки на наноуровне, с целью создания электроннооптических устройств, а также для использования в медицине;
наномембраны, нанофильтры, катализаторы, нанодатчики и наносенсоры, включая био- и химические датчики для систем очистки жидких и газовых сред;
наноматериалы оптоэлектроники, включая светодиоды, солнечные и фотоэлектрические преобразователи;
лекарственные нанопрепараты;
наноматериалы и нанотехнологии для защиты ценных бумаг, удостоверений личности, драгоценных камней и т.д.;
наноматериалы и наноустройства для вооружения и военной техники.
В среднесрочной перспективе (практическое использование через 10-20 лет):
наноматериалы с заданными специальными свойствами (например, электромагнитыми и другими), изменяющимися под воздействием внешней среды (материалы типа «хамелеон»);
наноматериалы для преобразования и хранения энергии (топливные элементы, накопители водорода);
материалы наноэлектроники, включая системы отображения информации, элементную базу запоминающих устройств со сверхплотной записью информации и др.;
изделия наноэлектромеханики, биоактивные материалы и «умные» имплантанты, высокоразрешающие средства медицинской диагностики, включая молекулярную радиологию;
продукты нанобиотехнологии;
приборы и оборудование для манипулирования и сборки объектов новой техники из отдельных углеродных нанокластеров и молекул.
В долгосрочной перспективе (практическое использование за горизонтом 20 лет):
наноматериалы с заданными свойствами, созданные сборкой из одиночных молекул и атомов;
принципиально новые приборы и системы биоорганического типа на основе гибридной технологии органика-неорганика;
изделия молекулярной электроники;
квантовые суперкомпьютеры;
наноробототехника.
Экспертная оценка показывает, что для успешного развития работ и сохранения мирового паритета в области нанотехнологий ежегодные затраты из средств федерального бюджета на проведение НИОКР в ближайшие 2-3 года должны составлять 20-30 млрд. рублей, что означает по крайней мере удвоение выделяемых средств как из федерального бюджета, так и из внебюджетных источников с одновременным улучшением координации их использования.

6. Основное назначение, функции, принципы Программы.

Основное назначение Программы:
- своевременная концентрация ресурсов на приоритетных направлениях формирования российской наноиндустрии;
- объединение усилий государства и частного бизнеса на коммерческом использовании и распространении в экономике нанотехнологий;
- активное позиционирование России в международной научно-технической кооперации;
- достижение синергетического эффекта от обмена результатами в области нанотехнологий и их трансфера;
- создание сбалансированной и гибкой инфраструктуры в научно-техническом и технологическом комплексе страны для формирования основ наноиндустрии;
- повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в области нанотехнологий.
Основные функции Программы:
- определение приоритетных направлений, их необходимого ресурсного обеспечения, форм межведомственного взаимодействия;
- учет, планирование и оптимизация расходуемых бюджетных ресурсов в области нанотехнологий;
- распределение усилий ведомств по формированию инфраструктуры наноиндустрии, распределение ведомственных компетенций по вопросам проведения исследований и разработок в этой сфере, распространения нанотехнологий в отраслях экономики и стимулирования спроса;
- координация и совершенствование процедур трансфера нанотехнологий;
- отработка механизмов защиты создаваемой интеллектуальной собственности и учета вовлечения ее в хозяйственный оборот;
- обеспечение позитивного демонстрационного эффекта для бизнеса и эффективности частно-государственного партнерства;
- формирование образовательных стандартов обучения и переподготовки научно-производственных и преподавательских кадров в области нанотехнологий;
- информирование общества о потенциальных возможностях и перспективах по формированию наноиндустрии.
Основные принципы Программы:
- использование существующих инструментов бюджетного финансирования;
- опора на существующие элементы формируемой российской наноиндустрии принятых и реализуемых бюджетных программ, профильные компоненты непрограммной части бюджета и сметных расходов;
- рамочность общих процедур (принципов) согласования (координации) решений по развитию нанотехнологий;
- коллегиальность и широкое использование независимой и межведомственной экспертизы для принятия решений по правилам и процедурам реализации Программы;
- межведомственная открытость для обсуждения достигнутых результатов и эффективных механизмов организации работ.

7. Основные направления межведомственной координации в рамках Программы.

Объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и бизнеса в сфере форсайта в области нанотехнологий.
Определение и согласование приоритетов и областей ответственности участников Программы.
Согласование направлений международного научно-технического сотрудничества, определение «контактных точек».
Согласование тематики НИОКР Программы.
Формирование единого реестра заказов (конкурсов) и государственных контрактов по проведению исследований и разработок гражданского и двойного назначения в области нанотехнологий.
Формирование перечня квалифицированных исполнителей и областей их компетенции в сфере нанотехнологий.
Определение федеральными органами исполнительной власти и бизнеса и совместная поддержка головных организаций отраслей («центров превосходства»).
Формирование научно-производственных консорциумов, инновационных кластеров.
Распространение механизмов частно-государственного партнерства в сфере нанотехнологий.
Координация и распределение усилий по развитию инфраструктуры.
Обмен достигнутыми результатами (в том числе для формирования технических требований к новым НИОКР, для формирования партнерств, для оценки необходимых изменений в структуре финансирования).
Формирование банка данных о возможных потребителях результатов НИОКР в области нанотехнологий и их потребностей в этой сфере.
Представление полученных результатов для промышленного использования.
Трансфер результатов между ведомственными программами, между гражданским и военным секторами, между федеральными и региональными программами.
Общая оценка результативности и мониторинг изменений в области нанотехнологий.

8. Финансирование Программы

Источники реализации Программы:
- бюджетные средства федеральных органов исполнительной власти, иных главных распорядителей бюджетных средств.
- внебюджетные источники финансирования, в том числе зарубежные.
Финансирование программных мероприятий предполагается осуществлять по двум направлениям:
1. Преимущественно проведение исследований и разработок, в том числе:
- отдельные профильные компоненты ФЦП и ВЦП;
- Гособоронзаказ, НИОКР военного назначения;
- отдельные профильные компоненты непрограммной части федерального бюджета;
- профильные исследования и разработки за счет сметного финансирования (в частности РАН);
- профильные исследования и разработки, финансируемые через специальные фонды (в частности РФФИ);
- профильные НИОКР, финансируемые из внебюджетных источников.
Объем финансирования 9-11 млрд. рублей в год за счет бюджетных средств федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных источников.
2. Преимущественно формирование инфраструктуры, включающей в том числе:
- Национальная лаборатория: 1;
- головные организации отраслей: 5-7;
- обеспечение оборудованием 20-25 научных центров;
- центры коллективного пользования: 10;
- технопарки, включение соответствующих секторов в состав технико-внедренческих зон: 2-3;
Объем финансирования 10-15 млрд. рублей в год.
Общий объем необходимого финансирования работ по формированию наноиндустрии из средств федерального бюджета и внебюджетных источников: 20-30 млрд. руб. в год.

9. Ориентировочная структура управления Программой, предполагаемые функции составляющих звеньев структуры.

1. Национальная лаборатория:
- научная координация проводимых исследований и разработок для формирования технологической базы;
- обеспечение постоянной связи между фундаментальными и прикладными исследованиями в области нанотехнологий;
- научная координация проектов международного научно-технического сотрудничества;
- содействие трансферу результатов исследований и разработок гражданского, двойного и военного назначения;
- разработка новых технологий, применение которых возможно во многих отраслях;
- разработка принципиально новых технологий, обеспечивающих развитие новых секторов экономики;
- обеспечение взаимодействия с отраслевыми «центрами превосходства»
- координация подготовки специалистов.
2. Головные организации отраслей («центры превосходства»)
- решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоение секторов наукоемкой продукции мирового рынка;
- разработка конкурентоспособных на глобальном рынке коммерческих технологий;
- использование передовых базовых технологий;
- реализация проектов международного научно-технического сотрудничества;
- реализация проектов трансфера в малый бизнес;
- организация проектов частно-государственного партнерства;
- интеграция научной и образовательной деятельности;
- обучение специалистов для отраслей.
3. Центры коллективного пользования.
4. Центры трансфера технологий*: трансфер результатов НИОКР в реальный сектор экономики
5. Венчурные фонды*: разработка новых технологий в области наноиндустрии
6. Специализированные учебные центры: подготовка и переподготовка специалистов и преподавательских кадров в области наноиндустрии
Для улучшения информируемости участников Программы необходимо создать сеть компьютерного обмена результатами, полученными в рамках ее реализации. В составе компьютерной сети необходимо предусмотреть:
- инструмент информационных обменов участников Программы;
- инструмент управления, экспертизы и контроля за реализацией Программы;
- инструмент информационной поддержки процесса коммерциализации нанотехнологий;
- инструмент информационной поддержки непрерывного дистанционного образования в сфере нанотехнологий;
- инструмент международных научно-технических обменов в сфере нанотехнологий;
- инструмент популяризация достижений в сфере нанотехнологий.

10. Возможное распределение компетенций по распространению нанотехнологий в экономике

Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Минобороны России, Росатом, Роскосмос, РАН – научная и технологическая основы.
Минпромэнерго России, Росатом – энергетика, авиация.
Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ – национальные оборона и безопасность.
Роскосмос – космонавтика.
Минсельхоз России – сельское хозяйство, пищевая промышленность.
Мининформсвязи России – информационные технологии.
Минздравсоцразвития России – медицина и здоровье.
Минтранс России – транспорт и инфраструктура.
Минприроды России – окружающая среда.

11. Возможное распределение задач по формированию инфраструктуры

Ведомство
Объект инфраструктуры
Инструменты финансирования

Минобрнауки России
Национальная лаборатория по нанотехнологиям; центры коллективного пользования
Смета, непрограммная часть федерального бюджета, ФЦП «Научно-технологическая база России» (2007-2012 гг.), ФЦПРО, ФАИП, внебюджетные источники

Минпромэнерго России\\\\t
Инфраструктура для трансфера и коммерциализации двойных технологий\\\\t
Смета, непрограммная часть федерального бюджета, ФЦП «Развитие ОПК» (2007-2011 гг.), ФАИП, внебюджетные источники

Минобороны России\\\\t
Полигонно-стендовая база; испытательные центры\\\\t
ГПВ, Гособоронзаказ

Росатом\\\\t
Инфраструктура для трансфера и коммерциализации двойных технологий\\\\t
Смета, непрограммная часть федерального бюджета, ФЦП «Развитие ОПК» (2007-2011 гг.), ФАИП, фонд «М»

Минэкономразвития России\\\\t
Технопарки; технико-внедренческие зоны\\\\t
Непрограммная часть федерального бюджета, внебюджетные источники

Мининформсвязи России\\\\t
Сеть компьютерного обмена результатами \\\\t
Смета, ведомственная программа, ФЦП «Электронная Россия», внебюджетные источники

Федеральные органы исполнительной власти\\\\t
головные организации отраслей; оснащение научных организаций оборудованием; центры трансфера технологий;
специализированные учебные центры\\\\t
ФЦП и ВЦП, непрограммная часть федерального бюджета, смета, внебюджетные источники

РАН\\\\t
«инновационный пояс»; оснащение научных организаций оборудованием\\\\t
Смета, ведомственная программа, ФАИП

12. Система управления по реализации Программы

Координационно-коллегиальный орган –
Межведомственный научно-технический совет по проблеме нанотехнологий и наноматериалов.
Функции:
- определение приоритетов в рамках Программы, формирование ее структурных блоков;
- интеграция и координация работ, связанных с реализацией проектов федеральных органов исполнительной власти в рамках Программы;
- разработка и представление заинтересованным органам исполнительной и законодательной власти (а также общественности и бизнесу) Стратегического плана реализации Программы;
- выявление проблем, связанных с продвижением нанотехнологий в различные сферы их применения, где существуют потребность и возможности для их эффективного внедрения уже в ближайшей перспективе, и выработка предложений по совершенствованию регулирования;
- разработка предложений по потребностям, размерам и источникам бюджетных и внебюджетных ассигнований, необходимых для реализации Программы.

Координационные органы
Технический координатор – Роснаука
Научный координатор – Национальная лаборатория
Контактная точка – Координационный центр при национальной лаборатории

Административно-контрольный орган –
Департамент оборонной промышленности и высоких технологий Правительства Российской Федерации.
Функции:
- организация контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством Российской Федерации решений по реализации Программы;
- подготовка для Правительства Российской Федерации необходимых аналитических и справочных материалов по реализации Программы;
- координация деятельности коллегиальных органов федеральных органов исполнительной власти по развитию нанотехнологий;
- подготовка предложений по финансированию в рамках Программы.

Директор Департамента государственной
научно-технической и инновационной политики А.В. Хлунов

НАНОСЛОВАРЬ/ НАНОГЛОССАРИЙ/ НАНОЛЕКСИКОН

* наноаптека
* нанобиолог
* нанобиология
* нанобионика
* нановолны
* наногенератор
* нанографика
* нанография
* нанодвигатель
* нанодиагностика
* нанодиапазон
* нанозонд
* нанозондирование
* наноиндукция
* наноиндустрия
* наноинженер
* наноинженерия
* нанокапсулирование
* нанокибернетика
* нанокомплекс
* наноконструирование
* наноконструктор
* нанокопия
* нанокорпорация (НК)
* нанокосм
* нанокосметика
* нанокосмос
* нанокультура
* нанолаборатория (НЛ)
* наноматериаловедение
* наномашина
* наномедицина
* нанометрия
* наномодификация
* наномотор
* нанооружие
* нанопредприятие (НП)
* нанопрограмма
* нанопространство
* нанопроцессы
* наноробот
* наносеть
* наносинтез
* наносистема
* наноскоп
* наноскопический
* наноскопия
* наносовместимость
* наносреда
* наноструктуризация
* наносфера
* нанотехник
* нанотехнолог
* нанотехнологии
* нанотомия
* нанотопология
* наноуровень
* нанофакультет
* нанофизик
* нанофизика
* нанофон
* нанофотография
* нанофотоника
* нанохимик
* нанохимия
* наноцентр (НЦ)
* наноэлектроника

В меню столовых, расположенных возле научных учреждений, появились новые блюда:
"Наношницель", "Наношашлык", "Нанояичница".
Администрация треста столовых уже заказала основополагающую теоретическию работу "О предельном количестве, сохраняющем вкусовые свойства изделия"
и с нетерпением ждет распоряжений правительства на следующий прорыв - в мир фемтотехнологий.

Фемтологистика

Нанокапсула (наносома) - контейнер размером 20-100 нанометров. Нанокапсулирование применяется в наномедицине для дозировки лекарств, в том числе с применением биомиметики для доставки содержимого нанокапсул к определенным типам клеток.

Биомиметика (буквально - подражание жизни) - изучение природных процессов с целью их применения в технологиях.

Наноматериалы - материалы, содержащие синтезированные структурные элементы, геометрические размеры которых хотя бы в одном измерении не превышают 100 нм (наноэлементы).

Наносистема - система, полностью или частично созданная на основе наноматериалов и/или с помощью нанотехнологий (например, нанопроцессор).

Нанотехнология - совокупность методов и приемов манипулирования веществом на атомном/ молекулярном уровне с целью производства конечных продуктов с заранее заданной атомной/ молекулярной структурой.

Нанотрубка - универсальный элемент наноэлектроники, на основе которого получают наноэлементы, например, наноосцилляторы, нанодиоды, нанотранзисторы, наножидкостные устройства.

Самосборка - область нанотехнологии, изучающая свойства самоорганизации наноэлементов.

* нанобакалавр
* нанобизнес
* нанобум
* нанодемократия
* нанодеятельность
* наноинтернет
* нанополитика
* нанопыль
* нанопыльца

* Федеральная Программа Исполнения Желаний

РОСПОТРЕБНАДЗОР
02.05.2007 № 0100/4502-07-32

О надзоре за производством и оборотом продукции, содержащей наноматериалы

В настоящее время в мире широко проводятся исследования и ведутся разработки по широкой номенклатуре развития наноиндустрии, при этом в области фундаментальных исследований результаты российских ученых не только не уступают зарубежным, но в ряде случаев и превосходят их.

Практическое использование нанотехнологий являющихся технологиями целенаправленного получения и использования частиц материалов нанометрового размера - до 100 нм в одном измерении с заданными структурой и свойствами представляется перспективным и планируется во многих отраслях хозяйственной деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, медицине и др.

Наряду с тем, что использование нанотехнологий бесспорно является одним из самых перспективных направлений, немаловажным является и изучение вопросов потенциальной опасности использования наноматериалов и нанотехнологий, а также разработка критериев их безопасности для здоровья человека.

В ряде стран Европейского Союза и США уже начаты работы по разработке нормативной и методической базы направленной на оценку безопасности производства и использования продуктов нанотехнологий.

Экспериментальные данные свидетельствуют о потенциальном вредном воздействии наноматериалов на организм человека. Основной массив экспериментальных данных связан с экспозицией к наноматериалам в условиях производства, включая проведение пуско-наладочных и ремонтных работ.

Интенсивное внедрение нанотехнологий в разных отраслях хозяйственной деятельности неизбежно ставит проблему и воздействия наноматериалов на окружающую среду.

Важнейшим объектом внимания при оценке риска для здоровья, связанного с наноматериалами, является использование нанотехнологий при производстве электронной техники, строительных материалов, пищевых продуктов, биологически активных добавок к пище, (упаковки пищевых продуктов), как при непосредственном их использовании или употреблении, так и при воздействии поступления наночастиц и наноматериалов в окружающую среду в процессе их производства.

Обширное внедрение нанотехнологий в производство парфюмерно-косметической продукции остро ставит проблему вероятного токсического воздействия наноматериалов на организм человека при их нанесении на кожу.

В мире к настоящему времени уже накоплен определенный экспериментальный материал по характеристике наноматериалов, методам оценки ингаляционной и пероральной нагрузки, методам токсикологического тестирования и по оценке риска. В частности, разработана стратегия тестирования в отношении системной экспозиции наночастиц, предусматривающая, во-первых, скрининговые исследования in vitro на стандартизованных клеточных и неклеточных моделях; во-вторых, кратковременные и, в-третьих, долговременные исследования in vivo на лабораторных животных при использовании ингаляционного или перорального введения наночастиц с обязательным параллельным изучением их физико-химических параметров (состав, площадь поверхности, размер, форма, объемное распределение, характер распада и др.).

Наиболее изученными, при этом, являются неблагоприятные эффекты ингаляционного поступления наноматериалов в организм человека (воспалительное поражение легочной ткани, вероятно обусловленное прооксидантным и генотоксическим действием наноматериалов). Широко обсуждаются вероятные системные эффекты при данном пути поступления наноматериалов (поражение сердечно-сосудистой системы, печени, почек и т.д.).

Вместе с тем, возможные биологические эффекты поступления наноматериалов в организм через желудочно-кишечный тракт изучены пока недостаточно, однако имеются данные, свидетельствующие о том, что различные вещества и материалы при переводе их в форму наночастиц могут значительно изменять свои физико-химические свойства, что может отразиться на их физиологических эффектах в процессе всасывания в пищеварительном тракте и усвоении в организме.

Используемые в настоящее время в рутинной гигиенической практике оборудование и методические подходы в большинстве своем не приспособлены для оценки специфических видов риска, связанного с наноматериалами. Так Национальный Институт по охране труда и здоровья (National Institute for Occupational Safety and Health), США, разрабатывает инструкции для работающих с наноматериалами, в которых говорится что наночастицы могут представлять опасность для здоровья, и степень ее пока неизвестна. Также, неизвестен уровень опасности для потребителей нанопродукции и окружающей среды.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственную регистрацию пищевых продуктов, полученных с использованием новых технологий, парфюмерной и косметической продукции.

В настоящее время в Реестре продукции прошедшей государственную регистрацию зарегистрирована:
- биологически активная добавка к пище «Артишок с нанокластерами» («Artihoke NanoClusters») (капсулы массой 580,0 мг) продукция изготовлена «Royal BodyCare, Inc.», 2301 Crown Court, Irving, Texas, 75038 (США)
- биологически активная добавка к пище «Спирулина с нанокластерами» («Spirulina NanoClusters») (капсулы массой 612 мг)продукция изготовлена «Royal BodyCare, Inc.», 2301 Crown Court, Irving, Texas, 75038 (США).
- средство косметические для ухода за кожей марки «NEW YOUTH» - заживляющая вода (нано) (ОКП 915860), поставляемое по контракту № 092-51098360-01NY от 15.03.2000г. фирмой ООО «КЛОВЕРМЕД», 123557, г. Москва, ул. Пресненский вал, д.14, (Российская Федерация) продукция изготовлена фирмой «SPHERE TECH Co., Ltd» (Корейская Народно-Демократическая Республика).

Кроме того, управлениями Роспотребнадзора выдано 24 санитарно- эпидемиологических заключения на продукцию, изготовленную с использованием наноматериалов (косметические средства, средство для ухода за обувью, строительные и смазочные материалы).

Санитарно-эпидемиологические экспертизы данной продукции проводились на соответствие действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, не учитывающим использование наноматериалов.

Учитывая изложенное, предлагаю:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации:
1.1. При выявлении в ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции или технической документации использования нанотехнологий или наноматериалов направлять соответствующую информацию в Роспотребнадзор.
1.2. Предложить руководителям хозяйствующих субъектов указывать в информации для потребителей сведения об использовании при изготовлении продукции нанотехнологий или наноматериалов.

2. ФНЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, ФГУН ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии Роспотребнадзора, ГНЦ вирусологии и биотехнологии «ВЕКТОР» Роспотребнадзора совместно с научно исследовательскими институтами РАМН подготовить и в срок до 03.09.2007 представить в Роспотребнадзор:
- концепцию токсикологических исследований, методологии оценки риска, методов идентификации и количественного определения наноматериалов и наночастиц;
- предложения по организации информационно-аналитического центра изучения безопасности нанотехнологий и наноматериалов.

3. ФГУЗ «Информационно-методический центр «Экспертиза» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок 20.06.2007 создать в Реестре санитарно-эпидемиологических заключений и реестре продукции прошедшей госрегистрацию разделы санитарно-эпидемиологических заключений и свидетельств госрегистрации на продукцию, изготовленную с использованием наноматериалов и нанотехнологий.

Руководитель
Геннадий Григорьевич Онищенко

запрос 3pl~услуги вы можете сделать здесь

logistical coordination [online] выиграй время


поиск по теме:

Миссия | Правила | Карта сайта | Главная страница | Фото | Команда | История | Контакты | Ссылки

Copyright © 2004—2006, 3PLP
Разработка сайта: Захаров Дмитрий

Rambler's Top100 Портал HotINDEX: знакомства, товары, хостинг, создание сайта, Интернет-магазин, развлечения, анекдоты, юмор, эротика, погода, курсы валют и многое другое!