English | Новости | Карта сайта | Главная страница | Маки | Карьера | |||
О логистике О нас 3pl~услуги Цены Бистро Стать клиентом Партнёры 3pl~практикум Рассылка 3pl Инкотермс Справочник 3pl~юрист Логистика в комментариях Статьи Интервью |
logistical coordination [online] новый формат логистикинайди свою логистику >> competent searchПреп-центр в Великобритании для электронной коммерции (FBM), Amazon (FBA), Ebay, Etsy |
Города Online Мероприятия 3pl~digest Карты |
|
Навигация <<Эксперт>>Нано - Фемто Нанологистика... Однажды скучной и странной показалась Ильтамар её жизнь – ей захотелось ИНОГО. [Калевала] Поддержка и координация, доставка наноматериалов и образцов +7 495 956-01-29 rostrade@3plp.ru * нанобетон * нанобумага * нановещества * наногель * наногибриды * нанографит * нанодиэлектрики * нанозаготовки * нанозаменители * наноимпланты * нанокерамика * наноклей * нанокомпозиты * наноматериалы * нанометаллы * нанооборудование * нанообъекты * нанооптика * нанопигменты * нанопластика * нанопленки * нанопокрытия (ультратонкие покрытия) * нанополимеры * нанополуфабрикаты * нанопорошки (superdispersed – ультрадисперсные порошки – размер частиц 10 нм, получают испарением исходного материала в плазме с последующей его конденсацией) * нанопрепараты * нанопродукты * наносенсоры * наносиликаты * наностекло * наноструктуры * нанотовары * нанотрубки * нанофабрикаты * нанофильтры * нанофотоника * нанохимикаты * наноэлементы Поддержка и координация, доставка материалов и образцов +7 495 956-01-29 rostrade@3plp.ru * астрален * белковые кристаллы * белковые наноматериалы/ наноструктуры * биоаналитические сенсоры * вакуумно-дуговое осаждение * вакуумные технологии * зондовая наноскопия * импульсное лазерное напыление * криовакуумные технологии * кристаллизация белка * кристаллический белок * магнетронное распыление * металлические наноматериалы/ наноструктуры * плазмоактивируемое химическое осаждение в вакууме * полимерные наноматериалы/ наноструктуры * ратоматика * ратоматор * сверхрешетка - белковая кристаллическая решетка * флюоресцентная наноскопия * фолдинг белка (folding - фальцовка; складной, створчатый, откидной) * фуллерен * фуллероиды * функциональные наноматериалы * электронно-лучевая литография * электронно-лучевое испарение и конденсация NANO (от греч. nanos - карлик) итал. 1) карликовый, низкорослый 2) карлик, пигмей, гном – Biancaneve e i sette nani (Белоснежка и семь гномов) НАНО... – приставка для образования наименований дольных единиц, по размеру равных одной МИЛЛИАРДНОЙ доле исходной единицы. Обозначения: русское – н, международное – n. Например, нм (нанометр). МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Программа развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года СОДЕРЖАНИЕ \\\\tПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И НАНОМАТЕРИАЛОВ ДО 2015 ГОДА \\\\t 1.\\\\tВВЕДЕНИЕ 2.\\\\tАНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ 2.1.\\\\tПредпосылки развития работ в области нанотехнологий 2.2.\\\\tСовременное состояние развития работ за рубежом и в России 3.\\\\tЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 4.\\\\tОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО РАЗВИТИЮ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ 5.\\\\tПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ 6.\\\\tОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ 7.\\\\tОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ 8.\\\\tФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 9.\\\\tОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ФУНКЦИИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ СТРУКТУРЫ 10.\\\\tВОЗМОЖНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ НАНОТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ 11.\\\\tВОЗМОЖНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ \\\\t 12.\\\\tСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Паспорт Программы развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года Наименование Программы\\\\t Программа развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года Основания для разработки Программы\\\\t Поручение Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. № ПП-48-1 пункт 3 Основные разработчики Программы\\\\t Министерство образования и науки Российской Федерации Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти Российская академия наук Исполнители\\\\t Министерство образования и науки Российской Федерации Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти Российская академия наук Цели и задачи Программы\\\\t Основной целью Программы является создание и развитие научной, технической и технологической базы в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, обеспечивающей достижение и поддержание паритета с ведущими государствами в ряде ключевых областей науки и техники, ресурсо- и энергосбережения, в создании экологически адаптированных современных промышленных производств, в здравоохранении и производстве продуктов питания, а также необходимый уровень обороноспособности и безопасности государства. Стратегическими задачами Программы являются: •\\\\tразвитие высокотехнологичных секторов экономики на базе широкого внедрения нанотехнологий и наноматериалов, обеспечивающее повышение конкурентоспособности и расширение присутствия России на мировом рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции, •\\\\tобеспечение снижения уровня угроз террористических актов, техногенных катастроф и других факторов неблагоприятных внешних воздействий путем широкого внедрения специальной наносистемной техники, •\\\\tсовершенствование вооружения, военной и специальной техники на основе новых решений в сфере натотехнологий, •\\\\tповышение качества профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека путем внедрения в практическое здравоохранение средств и методов диагностики, лекарственных средств нового поколения и лечебной аппаратуры на основе достижений нанотехнологий и наноматериалов, •\\\\tповышение уровня экологической безопасности и комфортности среды обитания за счет применения наносистемной техники для мониторинга и защиты окружающей среды. Сроки и этапы реализации Программы\\\\t Первый этап - до 2007 года Второй этап - 2008-2009 годы Третий этап - 2010-2015 годы Основные принципы реализации Программы\\\\t •\\\\tконсолидация средств федерального бюджета на решении приоритетных задач в области развития наноиндустрии и создание системы контроля эффективности их расходования; •\\\\tсистемный подход к решению задач развития наноиндустрии, включающий межотраслевую координацию работ федеральных органов исполнительной власти по реализации программ и проектов в этой области; •\\\\tсоздание и совершенствование исследо-вательской и инновационной инфраструктуры по развитию работ в области нанотехнологий; •\\\\tширокомасштабное развитие фундаменталь-ных исследований по перспективным направлениям науки, определяющим прогресс в области нанотехнологий, и долгосрочная государственная поддержка прикладных исследований, нацеленных на коммерциализацию разработок; •\\\\tразвитие и координация международного взаимовыгодного сотрудничества в сфере наноиндустриии; •\\\\tподготовка, повышение квалификации, привлечение и закрепление кадров (прежде всего, молодых специалистов) в области нанотехнологий для их использования в научной и промышленной сферах деятельности. Источники реализации Программы\\\\t Бюджетные средства федеральных органов исполнительной власти, иных главных распорядителей бюджетных средств Внебюджетные источники финансирования, в том числе зарубежные Ожидаемые конечные результаты реализации Программы\\\\tДостижение мирового уровня исследований и разработок, обеспечивающего развитие и реализацию российского потенциала нанотехнологий и активное участие России в международной научно-технической кооперации. Диверсификация и рост конкурентоспособности российской экономики, занятие заметной доли мирового рынка продукции наноиндустрии. Повышение уровня обороноспособности. Повышение уровня и качества жизни населения. 1. Введение Программа развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года (далее именуется – Программа) разработана Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минобороны России, Минфином России и РАН во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. №МФ-П7-6194 от 15 декабря 2005 г. № ПП-48-1 пункт 3. Правовую основу Программы составляет Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В определении роли нанотехнологий в развитии науки, технологий и техники Программа опирается на основные положения: «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-576; «Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-577; «Перечня критических технологий Российской Федерации», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-578. Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года, одобренной Правительством Российской Федерации 18 ноября 2004 г. № МФ-П7-6194. 2. Анализ текущего состояния работ в области нанотехнологий и наноматериалов 2.1. Предпосылки развития работ в области нанотехнологий и наноматериалов Развитие нанотехнологий было стимулировано разработкой полупроводниковых наноструктур, выращиваемых методами молекулярно-пучковой и металлоорганической эпитаксии, и созданием на их основе принципиально новых приборов и устройств электроники и оптоэлектроники, широко используемых сейчас в системах хранения, передачи и обработки информации, а также генной инженерии, материаловедении, (поверхностное упрочение, фуллерены, катализаторы, мембраны). Мощным толчком развития нанотехнологий послужило открытие в 80-х годах двадцатого века туннельной микроскопии, идеи которой легли в основу разработки широкого спектра современных зондовых методов диагностики материалов на нано- (1/ 1 000 000 000 метра) уровне, а также ряда технологических приемов. Выдающиеся открытия последних лет в области физики низкоразмерных систем и структур (целочисленный и дробный квантовые эффекты Холла, квазичастицы с дробным зарядом и др.) позволяют сделать вывод о том, что дальнейшие фундаментальные исследования в этом направлении приведут к развитию новых представлений о природе веществ и, в обозримом будущем, к выводу нанотехнологий и методов конструирования квантовых устройств на качественно новый уровень. 2.2. Современное состояние развития работ за рубежом и в Российской Федерации Развитие нанотехнологий характеризуется междисциплинарным характером исследований, широким взаимопроникновением идей и разработок, интеграцией материалов, методов и процессов. Происходит конвергенция неорганических, органических и биологических объектов, что позволяет создавать принципиально новые материалы, микромеханизмы, биокомпьютеры, интеллектуальные материалы, новые типы медицинских технологий. По оценкам экспертов, предполагаемый мировой рынок нанотехнологий возрастет к 2008 году до 700 млрд. долл. и до 1-2 трлн. долл. к 2015 году. При этом рост объема использования нанотехнологий будет происходить в три этапа: - на первом этапе (до 2007 года) будет доминировать производство высокотехнологичных продуктов в основном для машиностроения, легкой промышленности, косметической и фармакологической промышленности; - на втором этапе (до 2009 года) будет преобладать применение нанотехнологий в микропроцессорной технике, в производстве наносенсоров и нанодатчиков, а также в электронике, в том числе для запоминающих устройств; - на третьем этапе (после 2010 года) нанотехнологии станут широко использоваться в производстве широкой номенклатуры товаров, особенно в практическом здравоохранении. По мнению зарубежных военных экспертов, нанотехнологии могут изменить характер современных боевых действий в большей степени, чем в свое время изменило изобретение пороха. Это коснется вооружения, средств связи, экипировки военнослужащих, военно-полевой медицины и прочее. Через 2-3 года начнется активный раздел мирового рынка в сфере наноиндустрии, завершение этого процесса прогнозируется к 2015 году. Финансирование исследований в области нанотехнологий за рубежом в 2004 году почти удвоилось по сравнению с 2003 годом и достигло более 10 млрд. долл. США, из которых 4,6 млрд. долл. США – государственное финансирование. В 2004 году программы по нанотехнологиям действовали в 51 стране мира. В США с 2000 года реализуется государственная программа развития нанотехнологий «National Nanotechnology Initiative», созданная для координации усилий различных ведомств в области нанонауки, производства и технологии. Бюджет государственных средств, выделяемых на эту программу, составляет: 2004 год – 989 млн. долл., 2005 год – 1081 млн. долл., 2006 год (план) – 1054 млн. долл. В странах ЕС развитие нанотехнологий проводится в рамках 6-ой Рамочной программы Еврокомиссии на период 2003-2006 годов с финансированием на работы в области нанотехнологий и нанонаук в размере 1300 млн. евро. В рамках 7-ой Рамочной программы на 2007-2013 годы увеличены сроки проведения исследований с 5 до 7 лет, а для развития работ в этой области предусматривается увеличение объема финансирования до 4865 млн. евро на весь срок действия программы. Анализ работ в области нанотехнологий в мире, включая Российскую Федерацию, приводит к заключению, что по уровню разработок Российская Федерация и ведущие в этой области страны находятся в приблизительно одинаковых стартовых позициях, обусловленных созданными ранее научными заделами. В связи с этим чрезвычайно важным является не упустить момент, на котором произойдет переход научных результатов нанотехнологий в конкретный рыночный продукт. Работы по развитию нанотехнологий в России проводятся в рамках федеральных, межведомственных и ведомственных программ. Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002 – 2006 годы (ФЦНТП), является ключевой программой Российской Федерации, в которой сконцентрированы и взаимоувязаны научно-технические разработки и обеспечивающая их инфраструктура. Для комплексного решения проблемы развития нанотехнологий в рамках ФЦНТП проводятся работы в составе двух блоков: научно-исследовательского – по специально созданному направлению «Индустрия наносистем и материалы» и инфраструктурного – по направлению «Развитие инфраструктуры». Общий объем финансирования работ в области нанотехнологий, выполняемых в рамках ФЦНТП за счет средств федерального бюджета в 2005-2006 годах, составляет 4930,25 млн. рублей, в том числе на 2005 год – 2103,82 млн. рублей. Минпромэнерго России и Росатом проводят научно-исследовательские работы в области наноматериалов и нанотехнологий в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы и программы «Ультрадисперсные (нано) материалы». В Минобороны России работы в области наноматериалов проводятся в рамках программы развития базовых военных технологий (10 программа Государственной программы вооружения на 2001-2010 годы). В 2000 году была разработана и утверждена программа «Военная наноэлектроника Вооруженных Сил Российской Федерации» на период до 2010 года, целью которой является определение путей достижения паритета с мировыми разработчиками военной электроники к 2010 году в области создания технологий формирования элементов нанометровых размеров и на их основе элементной базы наноэлектроники. Российская академия наук проводит исследования в различных областях нанонауки, закладывая и развивая основы фундаментальных знаний о специфике физических, химических и биологических свойств наноразмерных систем и структур. Общий объем средств РАН, выделяемых целевым образом на работы в области нанотехнологий, составляет около 100 млн. рублей в год. Россия в настоящее время располагает достаточным научным и кадровым потенциалом для целенаправленного развития работ в области нанотехнологий и наноматериалов, однако в силу недостаточной координации работ определение общих расходов на эти работы и эффективности затрат не представляется возможным. 3. Цели и задачи Программы. Ускоренное развитие работ в области нанотехнологий и наноматериалов призвано обеспечить реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, изложенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу: повышение качества жизни населения; достижение экономического роста; развитие фундаментальной науки, образования и культуры; обеспечение национальной и экономической безопасности страны. Основной целью государства при решении данной проблемы должно стать создание и развитие научной, технической и технологической базы в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, обеспечивающей достижение и поддержание паритета с ведущими государствами в ряде ключевых областей науки и техники, ресурсо- и энергосбережения, в создании экологически адаптированных современных промышленных производств, в здравоохранении и производстве продуктов питания, в качестве и уровне жизни населения, а также необходимый уровень обороноспособности и безопасности государства. При этом формирование наноиндустрии должно стать важнейшим стратегическим направлением, определяющим новые подходы к преобразованию отечественной промышленности Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи: •\\\\tразвитие высокотехнологичных секторов экономики на базе широкого внедрения нанотехнологий и наноматериалов, обеспечивающее повышение конкурентоспособности и расширение присутствия России на мировом рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции, •\\\\tобеспечение снижения уровня угроз террористических актов, техногенных катастроф и других факторов неблагоприятных внешних воздействий путем широкого внедрения специальной наносистемной техники, •\\\\tсовершенствование вооружения, военной и специальной техники на основе новых решений в сфере нанотехнологий, •\\\\tповышение качества профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека путем внедрения в практическое здравоохранение средств и методов диагностики, лекарственных средств нового поколения и лечебной аппаратуры на основе достижений нанотехнологий и наноматериалов, •\\\\tповышение уровня экологической безопасности и комфортности среды обитания за счет применения наносистемной техники для мониторинга и защиты окружающей среды; 4. Основные подходы к решению задач по программе развития работ в области нанотехнологий и наноматериалов Современная организация работ по нанотехнологии характеризуется: 1)\\\\tналичием несвязанных друг с другом программ и проектов различных ведомств, программ федерального и регионального уровня, 2)\\\\tшироким спектром целей разработок внутри ведомств, 3)\\\\tналичием как инициативных («снизу–вверх»), так и заказываемых («сверху-вниз») за счет бюджета исследований, зачастую не привязанных к приоритетам государства, 4)\\\\tотсутствием значимых применений результатов исследований в экономике страны, 5)\\\\tнесбалансированностью инфраструктуры, неразвитостью ряда ее элементов. Существующая организация работ по нанотехнологии: 1) не исключает риска дублирования тематики исследований и разработок, 2) затрудняет обмен информацией о результатах исследований, проводимых в различных ведомствах, 3) усложняет процедуру согласования программ исследования, проводимых различными ведомствами, 5) затрудняет концентрацию средств на ограниченном числе важнейших государственных задач, 6) исключает возможность быстрой переориентации исследователей и разработчиков на новые цели. Предлагаемая Программа представляет собой комплекс мер, правил и процедур, обеспечивающих координацию всех исследований по нанотехнологии в Российской Федерации, объединение усилий и распределение компетенции между ведомствами в интересах ускоренного формирования наноиндустрии Российской Федерации. Спецификой предлагаемой организации проведения работ в области нанотехнологий являются: - многоаспектность решаемых задач, множественность отраслевых направлений, появление новых рынков, проведение исследований и разработок на разных фазах инновационного цикла, различного назначения (военного, гражданского, двойного); - применение разнообразных инструментов бюджетного финансирования работ по нанотехнологиям; - множественность участников (ведомств), наличие обособленных программ и проектов ведомств, различные сроки и ресурсная обеспеченность организуемых ведомствами работ по нанотехнологиям, различные принципы и процедуры их организации. 5. Приоритетные направления развития работ в области нанотехнологий и наноматериалов. Анализ проводимых в Российской Федерации работ дает основания полагать, что наиболее перспективными направлениями развития нанотехнологий в краткосрочной перспективе (практическое использование в ближайшие 3-10 лет) являются: методы и аппаратура для исследований свойств наночастиц и наноструктур с пространственным разрешением на атомарном уровне с использованием синхротронного излучения и нейтронных пучков; специализированное исследовательское и технологическое оборудование, в первую очередь на базе зондовой и атомно-силовой микроскопии; наноматериалы: нанотрубки, фуллерены, нанопорошки; защитные и функциональные покрытия (в том числе: лаки, краски) для строительства, машиностроения, авиакосмической техники, материалы для средств индивидуальной защиты (бронежилеты и т.д.); композиционные материалы с нанонаполнителями: сверхпластичные полимеры; сверхтвердые керамики; полимеры с точными формами; оптические, магнитные, проводящие материалы; наноструктурированные материалы, в том числе алмазные с особыми физическими свойствами: сверхпроводящие, радиопоглощающие, радиационностойкие, оптические, размеростабильные, магнитные, полупроводниковые и т.д.; наноуглеродные материалы для инструментов манипулирования, обработки и сборки на наноуровне, с целью создания электроннооптических устройств, а также для использования в медицине; наномембраны, нанофильтры, катализаторы, нанодатчики и наносенсоры, включая био- и химические датчики для систем очистки жидких и газовых сред; наноматериалы оптоэлектроники, включая светодиоды, солнечные и фотоэлектрические преобразователи; лекарственные нанопрепараты; наноматериалы и нанотехнологии для защиты ценных бумаг, удостоверений личности, драгоценных камней и т.д.; наноматериалы и наноустройства для вооружения и военной техники. В среднесрочной перспективе (практическое использование через 10-20 лет): наноматериалы с заданными специальными свойствами (например, электромагнитыми и другими), изменяющимися под воздействием внешней среды (материалы типа «хамелеон»); наноматериалы для преобразования и хранения энергии (топливные элементы, накопители водорода); материалы наноэлектроники, включая системы отображения информации, элементную базу запоминающих устройств со сверхплотной записью информации и др.; изделия наноэлектромеханики, биоактивные материалы и «умные» имплантанты, высокоразрешающие средства медицинской диагностики, включая молекулярную радиологию; продукты нанобиотехнологии; приборы и оборудование для манипулирования и сборки объектов новой техники из отдельных углеродных нанокластеров и молекул. В долгосрочной перспективе (практическое использование за горизонтом 20 лет): наноматериалы с заданными свойствами, созданные сборкой из одиночных молекул и атомов; принципиально новые приборы и системы биоорганического типа на основе гибридной технологии органика-неорганика; изделия молекулярной электроники; квантовые суперкомпьютеры; наноробототехника. Экспертная оценка показывает, что для успешного развития работ и сохранения мирового паритета в области нанотехнологий ежегодные затраты из средств федерального бюджета на проведение НИОКР в ближайшие 2-3 года должны составлять 20-30 млрд. рублей, что означает по крайней мере удвоение выделяемых средств как из федерального бюджета, так и из внебюджетных источников с одновременным улучшением координации их использования. 6. Основное назначение, функции, принципы Программы. Основное назначение Программы: - своевременная концентрация ресурсов на приоритетных направлениях формирования российской наноиндустрии; - объединение усилий государства и частного бизнеса на коммерческом использовании и распространении в экономике нанотехнологий; - активное позиционирование России в международной научно-технической кооперации; - достижение синергетического эффекта от обмена результатами в области нанотехнологий и их трансфера; - создание сбалансированной и гибкой инфраструктуры в научно-техническом и технологическом комплексе страны для формирования основ наноиндустрии; - повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в области нанотехнологий. Основные функции Программы: - определение приоритетных направлений, их необходимого ресурсного обеспечения, форм межведомственного взаимодействия; - учет, планирование и оптимизация расходуемых бюджетных ресурсов в области нанотехнологий; - распределение усилий ведомств по формированию инфраструктуры наноиндустрии, распределение ведомственных компетенций по вопросам проведения исследований и разработок в этой сфере, распространения нанотехнологий в отраслях экономики и стимулирования спроса; - координация и совершенствование процедур трансфера нанотехнологий; - отработка механизмов защиты создаваемой интеллектуальной собственности и учета вовлечения ее в хозяйственный оборот; - обеспечение позитивного демонстрационного эффекта для бизнеса и эффективности частно-государственного партнерства; - формирование образовательных стандартов обучения и переподготовки научно-производственных и преподавательских кадров в области нанотехнологий; - информирование общества о потенциальных возможностях и перспективах по формированию наноиндустрии. Основные принципы Программы: - использование существующих инструментов бюджетного финансирования; - опора на существующие элементы формируемой российской наноиндустрии принятых и реализуемых бюджетных программ, профильные компоненты непрограммной части бюджета и сметных расходов; - рамочность общих процедур (принципов) согласования (координации) решений по развитию нанотехнологий; - коллегиальность и широкое использование независимой и межведомственной экспертизы для принятия решений по правилам и процедурам реализации Программы; - межведомственная открытость для обсуждения достигнутых результатов и эффективных механизмов организации работ. 7. Основные направления межведомственной координации в рамках Программы. Объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и бизнеса в сфере форсайта в области нанотехнологий. Определение и согласование приоритетов и областей ответственности участников Программы. Согласование направлений международного научно-технического сотрудничества, определение «контактных точек». Согласование тематики НИОКР Программы. Формирование единого реестра заказов (конкурсов) и государственных контрактов по проведению исследований и разработок гражданского и двойного назначения в области нанотехнологий. Формирование перечня квалифицированных исполнителей и областей их компетенции в сфере нанотехнологий. Определение федеральными органами исполнительной власти и бизнеса и совместная поддержка головных организаций отраслей («центров превосходства»). Формирование научно-производственных консорциумов, инновационных кластеров. Распространение механизмов частно-государственного партнерства в сфере нанотехнологий. Координация и распределение усилий по развитию инфраструктуры. Обмен достигнутыми результатами (в том числе для формирования технических требований к новым НИОКР, для формирования партнерств, для оценки необходимых изменений в структуре финансирования). Формирование банка данных о возможных потребителях результатов НИОКР в области нанотехнологий и их потребностей в этой сфере. Представление полученных результатов для промышленного использования. Трансфер результатов между ведомственными программами, между гражданским и военным секторами, между федеральными и региональными программами. Общая оценка результативности и мониторинг изменений в области нанотехнологий. 8. Финансирование Программы Источники реализации Программы: - бюджетные средства федеральных органов исполнительной власти, иных главных распорядителей бюджетных средств. - внебюджетные источники финансирования, в том числе зарубежные. Финансирование программных мероприятий предполагается осуществлять по двум направлениям: 1. Преимущественно проведение исследований и разработок, в том числе: - отдельные профильные компоненты ФЦП и ВЦП; - Гособоронзаказ, НИОКР военного назначения; - отдельные профильные компоненты непрограммной части федерального бюджета; - профильные исследования и разработки за счет сметного финансирования (в частности РАН); - профильные исследования и разработки, финансируемые через специальные фонды (в частности РФФИ); - профильные НИОКР, финансируемые из внебюджетных источников. Объем финансирования 9-11 млрд. рублей в год за счет бюджетных средств федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных источников. 2. Преимущественно формирование инфраструктуры, включающей в том числе: - Национальная лаборатория: 1; - головные организации отраслей: 5-7; - обеспечение оборудованием 20-25 научных центров; - центры коллективного пользования: 10; - технопарки, включение соответствующих секторов в состав технико-внедренческих зон: 2-3; Объем финансирования 10-15 млрд. рублей в год. Общий объем необходимого финансирования работ по формированию наноиндустрии из средств федерального бюджета и внебюджетных источников: 20-30 млрд. руб. в год. 9. Ориентировочная структура управления Программой, предполагаемые функции составляющих звеньев структуры. 1. Национальная лаборатория: - научная координация проводимых исследований и разработок для формирования технологической базы; - обеспечение постоянной связи между фундаментальными и прикладными исследованиями в области нанотехнологий; - научная координация проектов международного научно-технического сотрудничества; - содействие трансферу результатов исследований и разработок гражданского, двойного и военного назначения; - разработка новых технологий, применение которых возможно во многих отраслях; - разработка принципиально новых технологий, обеспечивающих развитие новых секторов экономики; - обеспечение взаимодействия с отраслевыми «центрами превосходства» - координация подготовки специалистов. 2. Головные организации отраслей («центры превосходства») - решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоение секторов наукоемкой продукции мирового рынка; - разработка конкурентоспособных на глобальном рынке коммерческих технологий; - использование передовых базовых технологий; - реализация проектов международного научно-технического сотрудничества; - реализация проектов трансфера в малый бизнес; - организация проектов частно-государственного партнерства; - интеграция научной и образовательной деятельности; - обучение специалистов для отраслей. 3. Центры коллективного пользования. 4. Центры трансфера технологий*: трансфер результатов НИОКР в реальный сектор экономики 5. Венчурные фонды*: разработка новых технологий в области наноиндустрии 6. Специализированные учебные центры: подготовка и переподготовка специалистов и преподавательских кадров в области наноиндустрии Для улучшения информируемости участников Программы необходимо создать сеть компьютерного обмена результатами, полученными в рамках ее реализации. В составе компьютерной сети необходимо предусмотреть: - инструмент информационных обменов участников Программы; - инструмент управления, экспертизы и контроля за реализацией Программы; - инструмент информационной поддержки процесса коммерциализации нанотехнологий; - инструмент информационной поддержки непрерывного дистанционного образования в сфере нанотехнологий; - инструмент международных научно-технических обменов в сфере нанотехнологий; - инструмент популяризация достижений в сфере нанотехнологий. 10. Возможное распределение компетенций по распространению нанотехнологий в экономике Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Минобороны России, Росатом, Роскосмос, РАН – научная и технологическая основы. Минпромэнерго России, Росатом – энергетика, авиация. Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ – национальные оборона и безопасность. Роскосмос – космонавтика. Минсельхоз России – сельское хозяйство, пищевая промышленность. Мининформсвязи России – информационные технологии. Минздравсоцразвития России – медицина и здоровье. Минтранс России – транспорт и инфраструктура. Минприроды России – окружающая среда. 11. Возможное распределение задач по формированию инфраструктуры Ведомство Объект инфраструктуры Инструменты финансирования Минобрнауки России Национальная лаборатория по нанотехнологиям; центры коллективного пользования Смета, непрограммная часть федерального бюджета, ФЦП «Научно-технологическая база России» (2007-2012 гг.), ФЦПРО, ФАИП, внебюджетные источники Минпромэнерго России\\\\t Инфраструктура для трансфера и коммерциализации двойных технологий\\\\t Смета, непрограммная часть федерального бюджета, ФЦП «Развитие ОПК» (2007-2011 гг.), ФАИП, внебюджетные источники Минобороны России\\\\t Полигонно-стендовая база; испытательные центры\\\\t ГПВ, Гособоронзаказ Росатом\\\\t Инфраструктура для трансфера и коммерциализации двойных технологий\\\\t Смета, непрограммная часть федерального бюджета, ФЦП «Развитие ОПК» (2007-2011 гг.), ФАИП, фонд «М» Минэкономразвития России\\\\t Технопарки; технико-внедренческие зоны\\\\t Непрограммная часть федерального бюджета, внебюджетные источники Мининформсвязи России\\\\t Сеть компьютерного обмена результатами \\\\t Смета, ведомственная программа, ФЦП «Электронная Россия», внебюджетные источники Федеральные органы исполнительной власти\\\\t головные организации отраслей; оснащение научных организаций оборудованием; центры трансфера технологий; специализированные учебные центры\\\\t ФЦП и ВЦП, непрограммная часть федерального бюджета, смета, внебюджетные источники РАН\\\\t «инновационный пояс»; оснащение научных организаций оборудованием\\\\t Смета, ведомственная программа, ФАИП 12. Система управления по реализации Программы Координационно-коллегиальный орган – Межведомственный научно-технический совет по проблеме нанотехнологий и наноматериалов. Функции: - определение приоритетов в рамках Программы, формирование ее структурных блоков; - интеграция и координация работ, связанных с реализацией проектов федеральных органов исполнительной власти в рамках Программы; - разработка и представление заинтересованным органам исполнительной и законодательной власти (а также общественности и бизнесу) Стратегического плана реализации Программы; - выявление проблем, связанных с продвижением нанотехнологий в различные сферы их применения, где существуют потребность и возможности для их эффективного внедрения уже в ближайшей перспективе, и выработка предложений по совершенствованию регулирования; - разработка предложений по потребностям, размерам и источникам бюджетных и внебюджетных ассигнований, необходимых для реализации Программы. Координационные органы Технический координатор – Роснаука Научный координатор – Национальная лаборатория Контактная точка – Координационный центр при национальной лаборатории Административно-контрольный орган – Департамент оборонной промышленности и высоких технологий Правительства Российской Федерации. Функции: - организация контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством Российской Федерации решений по реализации Программы; - подготовка для Правительства Российской Федерации необходимых аналитических и справочных материалов по реализации Программы; - координация деятельности коллегиальных органов федеральных органов исполнительной власти по развитию нанотехнологий; - подготовка предложений по финансированию в рамках Программы. Директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики А.В. Хлунов НАНОСЛОВАРЬ/ НАНОГЛОССАРИЙ/ НАНОЛЕКСИКОН * наноаптека * нанобиолог * нанобиология * нанобионика * нановолны * наногенератор * нанографика * нанография * нанодвигатель * нанодиагностика * нанодиапазон * нанозонд * нанозондирование * наноиндукция * наноиндустрия * наноинженер * наноинженерия * нанокапсулирование * нанокибернетика * нанокомплекс * наноконструирование * наноконструктор * нанокопия * нанокорпорация (НК) * нанокосм * нанокосметика * нанокосмос * нанокультура * нанолаборатория (НЛ) * наноматериаловедение * наномашина * наномедицина * нанометрия * наномодификация * наномотор * нанооружие * нанопредприятие (НП) * нанопрограмма * нанопространство * нанопроцессы * наноробот * наносеть * наносинтез * наносистема * наноскоп * наноскопический * наноскопия * наносовместимость * наносреда * наноструктуризация * наносфера * нанотехник * нанотехнолог * нанотехнологии * нанотомия * нанотопология * наноуровень * нанофакультет * нанофизик * нанофизика * нанофон * нанофотография * нанофотоника * нанохимик * нанохимия * наноцентр (НЦ) * наноэлектроника В меню столовых, расположенных возле научных учреждений, появились новые блюда: "Наношницель", "Наношашлык", "Нанояичница". Администрация треста столовых уже заказала основополагающую теоретическию работу "О предельном количестве, сохраняющем вкусовые свойства изделия" и с нетерпением ждет распоряжений правительства на следующий прорыв - в мир фемтотехнологий. Фемтологистика Нанокапсула (наносома) - контейнер размером 20-100 нанометров. Нанокапсулирование применяется в наномедицине для дозировки лекарств, в том числе с применением биомиметики для доставки содержимого нанокапсул к определенным типам клеток. Биомиметика (буквально - подражание жизни) - изучение природных процессов с целью их применения в технологиях. Наноматериалы - материалы, содержащие синтезированные структурные элементы, геометрические размеры которых хотя бы в одном измерении не превышают 100 нм (наноэлементы). Наносистема - система, полностью или частично созданная на основе наноматериалов и/или с помощью нанотехнологий (например, нанопроцессор). Нанотехнология - совокупность методов и приемов манипулирования веществом на атомном/ молекулярном уровне с целью производства конечных продуктов с заранее заданной атомной/ молекулярной структурой. Нанотрубка - универсальный элемент наноэлектроники, на основе которого получают наноэлементы, например, наноосцилляторы, нанодиоды, нанотранзисторы, наножидкостные устройства. Самосборка - область нанотехнологии, изучающая свойства самоорганизации наноэлементов. * нанобакалавр * нанобизнес * нанобум * нанодемократия * нанодеятельность * наноинтернет * нанополитика * нанопыль * нанопыльца * Федеральная Программа Исполнения Желаний РОСПОТРЕБНАДЗОР 02.05.2007 № 0100/4502-07-32 О надзоре за производством и оборотом продукции, содержащей наноматериалы В настоящее время в мире широко проводятся исследования и ведутся разработки по широкой номенклатуре развития наноиндустрии, при этом в области фундаментальных исследований результаты российских ученых не только не уступают зарубежным, но в ряде случаев и превосходят их. Практическое использование нанотехнологий являющихся технологиями целенаправленного получения и использования частиц материалов нанометрового размера - до 100 нм в одном измерении с заданными структурой и свойствами представляется перспективным и планируется во многих отраслях хозяйственной деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, медицине и др. Наряду с тем, что использование нанотехнологий бесспорно является одним из самых перспективных направлений, немаловажным является и изучение вопросов потенциальной опасности использования наноматериалов и нанотехнологий, а также разработка критериев их безопасности для здоровья человека. В ряде стран Европейского Союза и США уже начаты работы по разработке нормативной и методической базы направленной на оценку безопасности производства и использования продуктов нанотехнологий. Экспериментальные данные свидетельствуют о потенциальном вредном воздействии наноматериалов на организм человека. Основной массив экспериментальных данных связан с экспозицией к наноматериалам в условиях производства, включая проведение пуско-наладочных и ремонтных работ. Интенсивное внедрение нанотехнологий в разных отраслях хозяйственной деятельности неизбежно ставит проблему и воздействия наноматериалов на окружающую среду. Важнейшим объектом внимания при оценке риска для здоровья, связанного с наноматериалами, является использование нанотехнологий при производстве электронной техники, строительных материалов, пищевых продуктов, биологически активных добавок к пище, (упаковки пищевых продуктов), как при непосредственном их использовании или употреблении, так и при воздействии поступления наночастиц и наноматериалов в окружающую среду в процессе их производства. Обширное внедрение нанотехнологий в производство парфюмерно-косметической продукции остро ставит проблему вероятного токсического воздействия наноматериалов на организм человека при их нанесении на кожу. В мире к настоящему времени уже накоплен определенный экспериментальный материал по характеристике наноматериалов, методам оценки ингаляционной и пероральной нагрузки, методам токсикологического тестирования и по оценке риска. В частности, разработана стратегия тестирования в отношении системной экспозиции наночастиц, предусматривающая, во-первых, скрининговые исследования in vitro на стандартизованных клеточных и неклеточных моделях; во-вторых, кратковременные и, в-третьих, долговременные исследования in vivo на лабораторных животных при использовании ингаляционного или перорального введения наночастиц с обязательным параллельным изучением их физико-химических параметров (состав, площадь поверхности, размер, форма, объемное распределение, характер распада и др.). Наиболее изученными, при этом, являются неблагоприятные эффекты ингаляционного поступления наноматериалов в организм человека (воспалительное поражение легочной ткани, вероятно обусловленное прооксидантным и генотоксическим действием наноматериалов). Широко обсуждаются вероятные системные эффекты при данном пути поступления наноматериалов (поражение сердечно-сосудистой системы, печени, почек и т.д.). Вместе с тем, возможные биологические эффекты поступления наноматериалов в организм через желудочно-кишечный тракт изучены пока недостаточно, однако имеются данные, свидетельствующие о том, что различные вещества и материалы при переводе их в форму наночастиц могут значительно изменять свои физико-химические свойства, что может отразиться на их физиологических эффектах в процессе всасывания в пищеварительном тракте и усвоении в организме. Используемые в настоящее время в рутинной гигиенической практике оборудование и методические подходы в большинстве своем не приспособлены для оценки специфических видов риска, связанного с наноматериалами. Так Национальный Институт по охране труда и здоровья (National Institute for Occupational Safety and Health), США, разрабатывает инструкции для работающих с наноматериалами, в которых говорится что наночастицы могут представлять опасность для здоровья, и степень ее пока неизвестна. Также, неизвестен уровень опасности для потребителей нанопродукции и окружающей среды. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственную регистрацию пищевых продуктов, полученных с использованием новых технологий, парфюмерной и косметической продукции. В настоящее время в Реестре продукции прошедшей государственную регистрацию зарегистрирована: - биологически активная добавка к пище «Артишок с нанокластерами» («Artihoke NanoClusters») (капсулы массой 580,0 мг) продукция изготовлена «Royal BodyCare, Inc.», 2301 Crown Court, Irving, Texas, 75038 (США) - биологически активная добавка к пище «Спирулина с нанокластерами» («Spirulina NanoClusters») (капсулы массой 612 мг)продукция изготовлена «Royal BodyCare, Inc.», 2301 Crown Court, Irving, Texas, 75038 (США). - средство косметические для ухода за кожей марки «NEW YOUTH» - заживляющая вода (нано) (ОКП 915860), поставляемое по контракту № 092-51098360-01NY от 15.03.2000г. фирмой ООО «КЛОВЕРМЕД», 123557, г. Москва, ул. Пресненский вал, д.14, (Российская Федерация) продукция изготовлена фирмой «SPHERE TECH Co., Ltd» (Корейская Народно-Демократическая Республика). Кроме того, управлениями Роспотребнадзора выдано 24 санитарно- эпидемиологических заключения на продукцию, изготовленную с использованием наноматериалов (косметические средства, средство для ухода за обувью, строительные и смазочные материалы). Санитарно-эпидемиологические экспертизы данной продукции проводились на соответствие действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, не учитывающим использование наноматериалов. Учитывая изложенное, предлагаю: 1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации: 1.1. При выявлении в ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции или технической документации использования нанотехнологий или наноматериалов направлять соответствующую информацию в Роспотребнадзор. 1.2. Предложить руководителям хозяйствующих субъектов указывать в информации для потребителей сведения об использовании при изготовлении продукции нанотехнологий или наноматериалов. 2. ФНЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, ФГУН ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии Роспотребнадзора, ГНЦ вирусологии и биотехнологии «ВЕКТОР» Роспотребнадзора совместно с научно исследовательскими институтами РАМН подготовить и в срок до 03.09.2007 представить в Роспотребнадзор: - концепцию токсикологических исследований, методологии оценки риска, методов идентификации и количественного определения наноматериалов и наночастиц; - предложения по организации информационно-аналитического центра изучения безопасности нанотехнологий и наноматериалов. 3. ФГУЗ «Информационно-методический центр «Экспертиза» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок 20.06.2007 создать в Реестре санитарно-эпидемиологических заключений и реестре продукции прошедшей госрегистрацию разделы санитарно-эпидемиологических заключений и свидетельств госрегистрации на продукцию, изготовленную с использованием наноматериалов и нанотехнологий. Руководитель Геннадий Григорьевич Онищенко |
|||
запрос 3pl~услуги вы можете сделать здесьlogistical coordination [online] выиграй времяпоиск по теме: |
|||
Миссия | Правила | Карта сайта | Главная страница | Фото | Команда | История | Контакты | Ссылки | |||
Copyright © 2004—2006, 3PLP |